Добрый день, уважаемые читатели. Я тут подумал, что есть одна очень важная вещь в разработке. Это автоматизация. Нет, скорее вот так. АВТОМАТИЗАЦИЯ!!! Не знаю как там вы, но я безумно устал набирать или искать команды в командной строке. Собрать ядро, обновить образ диска, запустить эмулятор. И так далее. Надо что-то с этим делать.

автоматизация - make

Выход, конечно же есть. И не один, а масса вариантов. Но я буду автоматизировать процессы с помощью утилиты make. Кстати, я упоминал об этой утилите в обзорной статье о моем рабочем окружении.

Автоматизация = make

Эта утилита предназначена для того, чтобы добиваться целей. Похоже на Хоэнкус в серии книг Вадима Панова: Герметикон.

автоматизация - достижение цели - герметикон

В первую очередь make надо настроить в нашем проекте. А где же их хранить, эти пресловутые настройки. Все просто. Конфигурации хранятся в файле с наименованием — Makefile без всяких расширений. В нем надо прописать несколько правил, которые выполняются последовательно сверху вниз, но и являются независимыми друг от друга, пока мы не укажем это прямо.

Изучаем Makefile

Автоматизация - используем make

На картинке можно увидеть несколько выделенных фрагментов правила.

  • Первая часть — это цель. Если все задачи этой цели будут выполнены, то тогда мы достигли цели!
  • Вторая часть, справа от цели, отделенная двоеточием, — зависимости. Их может и не быть. А также среди зависимостей могут быть и предыдущие цели. Это означает что указанная цель должна быть выполнена до начала выполнения текущей.
  • Третья и основная часть — это список команд, которые нужно выполнить. Опять же приоритет зависит от местоположения в списке. Задачи выполняются сверху вниз.

Переменные

В Makefile можно использовать переменные. Формат записи такой, сначала наименование, далее знак присвоения (в математике — равенства). После — значение. При использовании переменных, имя заключают в фигурные скобки, а перед выражением ставится знак доллара — $. Также есть автоматические переменные, определенные в самом пакете. К примеру это $@, означающая имя файла цели правила. Список таких переменных представлен в документации GNU Make. ссылка на документацию на русском языке ниже.

Коментарии

Конечно же в Makefile можно добавлять комментарии. Для того, чтобы выделить строку как комментарий, нужно в начале строки написать знак решетки (шарп) — #

Пример

Пример Makefile для небольшого проекта на C/C++. Текст Makefile я взял из этой статьи.

TARGET_EXEC ?= a.out

BUILD_DIR ?= ./build
SRC_DIRS ?= ./src

SRCS := $(shell find $(SRC_DIRS) -name *.cpp -or -name *.c -or -name *.s)
OBJS := $(SRCS:%=$(BUILD_DIR)/%.o)
DEPS := $(OBJS:.o=.d)

INC_DIRS := $(shell find $(SRC_DIRS) -type d)
INC_FLAGS := $(addprefix -I,$(INC_DIRS))

CPPFLAGS ?= $(INC_FLAGS) -MMD -MP

$(BUILD_DIR)/$(TARGET_EXEC): $(OBJS)
	$(CC) $(OBJS) -o $@ $(LDFLAGS)

# assembly
$(BUILD_DIR)/%.s.o: %.s
	$(MKDIR_P) $(dir $@)
	$(AS) $(ASFLAGS) -c $< -o $@

# c source
$(BUILD_DIR)/%.c.o: %.c
	$(MKDIR_P) $(dir $@)
	$(CC) $(CPPFLAGS) $(CFLAGS) -c $< -o $@

# c++ source
$(BUILD_DIR)/%.cpp.o: %.cpp
	$(MKDIR_P) $(dir $@)
	$(CXX) $(CPPFLAGS) $(CXXFLAGS) -c $< -o $@


.PHONY: clean

clean:
	$(RM) -r $(BUILD_DIR)

-include $(DEPS)

MKDIR_P ?= mkdir -p

Также загляните в эти источники:

О make и Makefile можно говорить очень много. И я, конечно, расскажу о нем в применении к проекту Simple OS. Но чуть позже. А пока - всего доброго.

Канал в Яндекс.Дзен

Картинки найдены на просторах интернета.